УралДобро
КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ НКО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доступ НКО к социальным услугам

Главная / Интернет-журнал НКО-Урал / От экспертов / Доступ НКО к социальным услугам
27 Сентября 2019

Предложения для работы Круглого стола

"Успешные и неуспешные практики доступа

 СО НКО Свердловской области к оказанию услуг в социальной сфере"

 

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин акцентировал внимание руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества на необходимость снять все барьеры для развития добровольчества (волонтерства), оказать всестороннюю помощь СОНКО.

 

Ситуация в Свердловской области на настоящий момент:

Основными барьерами для доступа СО НКО к эффективной работе на рынке социальных услуг:

-отсутствие собственных помещений, отвечающих всем требованиям;

-непонятные правила вступления в рынок социальных услуг и работы на нем;

-бюрократическая отчетность;

-отсутствие системы консультационной поддержки;

-отсутствие ответственности оператора (в нашем случае МСП СО) за неисполнение порядка предоставления компенсации.

 

Первопричина всех барьеров – недоработанные, оторванные от реальной рыночной инфраструктуры НПА в регионе.

 

Нам нужно создать привлекательные условий для организаций на рынке социальных услуг и возможность выбора поставщика получателем  социальных услуг (это право гарантировано получателю 442-ФЗ).

 

Для этого необходимо решить несколько задач:

-создание понятного и прозрачного правового поля для работы потенциальных поставщиков социальных услуг (доработка НПА с учетом мнения экспертов – социологов, экономистов, гериатров, коррекционных педагогов, реабилитологов и т.д., и действующих негосударственных поставщиков социальных услуг – всех, не только согласованных с главным оператором МСП СО);

-облегчение учета и отчетности для организации-поставщика (цифровизация при построении системы учета и отчетности);

-снижение возможности незаконных манипуляций со стандартами социальных услуг (поиск понятных, эффективных и «прозрачных» технологий работы с получателями);

- обеспечение свободное развитие новых форм и направлений социальной работы с населением.

Для этого мы предлагаем:

      1. Ввести почасовую тарификацию при оказании социальных услуг. 

 Введение почасовой тарификации уменьшило бы огромный список "стандартов" на социальные услуги (существующее количество их погружает нас в избыточную отчетность и бюрократизацию), с одной стороны, с другой стороны, дает возможность   фальсифицировать выполнение работ (со стороны исполнителей) - так как это сложно проверить и измерить, и иметь рычаг давления на организацию со стороны чиновников (разное понимание «стандарта» чиновником и исполнителем социальных услуг). Избавило бы от необходимости доработки различных новых вариантов стандартов социальных услуг, что неизбежно, так как постоянно появляется новый общественный запрос, кроме того, часто работа носит индивидуальный, клиентоориентированный характер. Почасовые услуги легко тарифицировать, исходя из среднерыночного  уровня оплаты труда различных специалистов (для этого работает много сайтов, пример https://www.trud.com/ekaterinburg/salary/866/3320.html); легко учитывать объем социальных услуг с использованием различных гаджетов и современных технологий (измерение времени оказания услуг в этом случае); соответственно, легко будет делать отчет с использованием цифровых форм отчетности.

 Для  формирования здоровой конкуренции необходимо разработать понятные и реалистичные требования для вхождения организаций в реестр поставщиков социальных услуг и для предоставления отчетности.

Ввести ответственность чиновников за неисполнение этих требований. По Постановлению Правительства Свердловской области №1162-ПП от 18.12.2014г.:

 

2.1. Обязать Минсцополитики СО в кратчайшие сроки разработать и принять регламент, регулирующий

- сроки и порядок рассмотрения отчетов НКО для представления компенсаций за оказанные социальные услуги;

- финансовую ответственность за нарушение указанных сроков.

 

2.2. До разработки и утверждения регламента обязать Минсцополитики СО:

- назначить должностное лицо, которое будет нести персональную ответственность за своевременную проверку отчетов и выплату компенсации за оказанные некоммерческой организацией социальные услуги;

- утверждать отчеты по аналогии со сроками рассмотрения обращений, то есть не дольше 30 календарных дней.

 

Предоставление информационной и консультационной помощи при лицензировании организации со стороны уполномоченных ведомств (при выполнении работ и оказании услуг, требующих от поставщиков социальных услуг лицензирования).  Обязать ведомства-исполнители назначить ответственного за исполнение областной Программы поддержки СО НКО 2018-2024 (Раздел 2, пункты раздела 2,3)

 

Консультационная поддержка  со стороны операторов – Министерства СП СО: предоставление консультационной поддержки организациям-потенциальным поставщикам в достаточном количестве. Для этого Обязать ведомства-исполнители назначить ответственного за исполнение областной Программы поддержки СО НКО 2018-2024 (Раздел 2, пункты раздела 2,3)

 

 Разработка бесплатной почасовой «базы» для получателей услуг со стороны специалистов Управления социальной политики, (разрабатывающих программу ИППСУ) на основании ИПРА.

Родитель либо взрослый получатель должен иметь в дальнейшем возможность расширить бесплатную «базу», написав заявление на корректировку ИППСУ в уполномоченный орган (Управление).

Таким образом, содержание и наполнение социальных услуг обеспечивалось бы поставщиком (работающим на принципах узкой специализации) на основании бесплатных часов – «базы»  (по направлениям реабилитации или абилитации, включенным в ИПРА). В любом случае, «база» должна быть достаточной для улучшения качества жизни получателя услуг.

  1. в ст.4, Фз-442 написано: Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1)      равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.

На основании этого пункта разрешить социальное обслуживание граждан, не имеющих постоянную или временную регистрацию в субъекте (по принципу полиса медицинского страхования)

Назначить сроки разработки внедрения нового регионального законодательства 3 месяца

 Обеспечить учёт социальных услуг с помощью цифровых форм учета (гаджетов, электронных устройств и тд.). Использовать механизм Единой Социальной Карты в Свердловской области.