Международный коллектив социологов под руководством профессора Уральского федерального университета Марии Певной в рамках проекта, получившего поддержку РФФИ (№ 20-011-00471), летом 2020 года провел опрос студентов России, Армении, Польши и Румынии.
Все включенные в исследование страны имеют в своей культуре и истории социалистическое наследие, но в настоящее время они интегрированы в разные социально-экономические и культурные системы. Польша и Румыния входят в Европейский Союз, а Россия и Армения развиваются сегодня по своим траекториям.
Всего было опрошено 1422 человека из вузов следующих региональных городов: Екатеринбург (Россия, N=465), Гюмри (Армения, N=268), Познань (Польша, N=264), Тимишуара (Румыния, N=425). Данные города являются крупными университетскими центрами, притягивающими к себе молодежь из расположенных рядом малых и средних населенных пунктов. Проведенное исследование позволило ученым выделить универсальные национальные и наднациональные черты социального участия студенческой молодежи в развитии городских пространств.
Что же интересного смогли выявить социологи?
Во-первых, уровень готовности к участию в социокультурном развитии городов в разных странах определяется по-разному, а вот реальное участие задаётся одними и теми же факторами.
Особенно важными оказываются знание культуры и истории своего города, а также субъективное ценностное отношение молодых людей и девушек к нему. Эти факторы влияют на участие студентов разных стран как в реальных социальных проектах, так и в практиках помощи некоммерческим организациям в цифровом пространстве.
Во-вторых, при схожих культурных, социальных и экономических условиях настоящего времени культура социального участия студенческой молодежи из разных стран в развитии своих родных городов формируется по-разному. Массово же вовлекается молодежь в жизнь локальной территории в логике реализуемой молодежной политики во всех странах без исключения.
В-третьих, в странах Европейского Союза (Польше и Румынии) традиционные связи местных (городских) сообществ трансформируются в новый тип взаимодействия, когда социальное участие сопрягается не с физическим местонахождением студентов, а с чувством любви и привязанности к родному городу. Даже уезжая из него, молодые люди остаются включенными в жизнь своих городов благодаря пространству интернета и различным коммуникативным ресурсам.
В-четвертых, потенциал социального участия молодежи в развитии города не реализован в полной мере во всех рассматриваемых странах, что только подтверждает необходимость целенаправленной и продуманной работы со студенчеством.
Данный проект будет продолжаться на протяжении еще двух лет. Его результаты позволят выделить самые эффективные практики работы с городской молодежью в разных странах, учитывающие интересы и возможности самих студентов, а также объективные характеристики развития городов, городской инфраструктуры и некоммерческого сектора в социальной и культурной сфере. Мы планируем лучше понять потенциал участия молодежи в онлайн и оффлайн-форматах, определить потенциал развития культурного, информационного и образовательного волонтерства в молодежной среде.
Мы обязательно будем делиться своими результатами со всеми, кто хочет и должен работать с молодежью, с руководителями социально ориентированных некоммерческих организаций, сотрудниками городских учреждений культуры, образования, социальной защиты. Мы очень надеемся, что наши данные помогут лучше понять, чем и как может быть полезна молодежь в это непростое для всех время.
Статья подготовлена Анной Тарасовой и Марией Певной, Школа государственного управления и предпринимательства УрФУ, зав. кафедрой социологии и ТГМУ, доцент, доктор соц. наук