УралДобро
КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ НКО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О дискуссии между сотрудниками госучреждений и НКО

Главная / Интернет-журнал НКО-Урал / От экспертов / Елена Кондрашкина: о дискуссии между сотрудниками госучреждений и НКО
03 Июля 2019

Елена Кондрашкина, семейный психолог, супервизор, тренер Школы приемных родителей, ведущая проектов по сопровождению приемных семей ( Елена в теме семейного устройства - 8 лет).

Елена делится  своими впечатлениями и мыслями по поводу дискуссии, точнее, жаркого спора, разгоревшегося семинар «Модели и формы межсекторного взаимодействия в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства», который прошел в МОО "Аистенок" 11 июня 2019.Спикер Мария Филина, руководитель Ассоциации организаций по защите семьи, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Более 80 участников, большая часть из которых специалисты учреждений социальной политики и образования. Как они оказались на этом семинаре для НКО - это отдельная история реакций министерств на информационые письма из Москвы. Выслушали участники презентацию спикера и после блока “вопрос-ответ” началось обсуждение. Ну... как обсуждение? Несколько участников семинара (из тех самых учреждений соцполитики) взяли слово и высказались в том духе, что “сколько ни работаешь, толку мало. Помогаешь, а все впустую. Как пили, так и пьют. Ничего не меняется. Все зря”. И предложили свой вариант решения проблемы. Этот вариант совершенно не устроил представителей НКО (коих, кстати, было не так много на семинаре). И разгорелась жаркая дискуссия.

Участники дискуссии, предствители государственных учреждений считают: для того чтобы добиться снижения количества социальных сирот, необходимо ужесточить ответственность родителей. Повысить сумму штрафов. Ввести общественное порицание.  Специалисты требуют наказаний! Почему?  На мой взгляд, всё просто. Кто они, эти специалисты? Уставшие, выгоревшие люди, вынужденные в силу обстоятельств, а может(хотелось бы) по зову сердца, но всё же работать в поле, не имея почти никаких инструментов. Ни одно учебное заведение, не готовит специалиста взаимодействовать с кризисной семьей. Достаточно иметь “около социально-психологи-педагогическое образование”. Да и это не всегда. Но никому же в голову не придёт отправить стоматолога вырезать аппендицит, только потому, что он врач! Однако в социальной сфере запросто. Кроме того, очевидно, что для семьи с детьми, оказавшимся в социально-опасном или кризисном положении нужны меры комплексной поддержки. Помощи, а не наказаний! Но её, к сожалению, нет. Вот и остаётся специалисту «праведный» гнев. От бессилия. Ужесточить. Наказать. Запретить.

Но выход есть. Для того чтобы сделать работу профессионала эффективной и, тем самым, уберечь от выгорания, его необходимо обучать. Специалистов, способных передать опыт немного, но они есть. В том числе, в НКО, занимающихся не первое десятилетие профилактикой сиротства и семейным устройством. Зачастую, обучающие программы уже есть, но специалистов учреждений - нет. Наверно, потому, что руководители учреждений не уделяют должного внимания подготовке и самоподготовке своих сотрудников. Да, на первый взгляд может показаться, что откуда взять время и без того загруженному специалисту. Но, мы же понимаем, если есть желание и воля администрации...

На мой взгляд, самое первое, самое важное, чему необходимо учиться любому специалисту, работающему с кризисной семьей, - пониманию источников неблагополучия семьи.