Постоянная онлайн доступность, многозадачность, информационный перегруз, работа более 60 часов в неделю - все это стало реальностью. Но нельзя считать это нормой.
Некоммерческий сектор привык жить и работать с заботой о людях, поэтому мы с тревогой отмечаем жалобы людей на возросший уровень стресса, на отсутствие выходных и усталость от постоянной необходимости быть на связи, быть доступными онлайн.
Одной из самых ярких примет карантинного времени остаётся постепенное исчезновение границ между профессиональной и личной жизнью.
В том, что мы работаем "из дома" есть свои несомненные плюсы: больше не тратим время на дорогу в офис и обратно, экономим на офисной одежде, есть возможность обустроить свое рабочее место по своему желанию, управлять своим временем более свободно. Из последнего "плюса" для многих из нас вытекают и некоторые "минусы".
Я говорю об очевидной сложности отделить профессиональные задачи от личных. Замечаю это по себе, об этом же говорят и мои клиенты: "сейчас я пишу деловое письмо и вот уже помогаю найти дочке раскраску, вечером мне уже пора укладывать детей, но ещё один раздел заявки на грант остался недописанным, надо вернуться. Готовлю обед и участвую в zoom-совещании, уже почти в кровати и пижаме отвечаю на сообщения коллег в WhatsApp".
Чем больше размытие границ личного и рабочего происходит, тем больше растет ощущение "вечной работы" и вечного же напряжения. Мы просыпаемся уже в рабочем кабинете )).
Еще один серьезный минус наших гибких и свободных графиков - рабочие часы у всех разные, в результате с рабочими вопросами коллеги обращаются практически в любое время.
Сложнее всего руководителям: опрос показал, что рабочий день директора НКО начинается в 9 утра и продолжается столько, сколько работают его сотрудники, иногда приходится быть на связи и согласовывать рабочие вопросы до 10-11 вечера.
Ученые давно доказали, что работа более 60 часов в неделю может привести не просто к стрессу и выгоранию, но и к смерти. Наверное, все читали про феномен «кароши» у японцев. Но 60 часов это всего 10 часов при 6 часовой неделе (значит, с одним полным выходным). Наверное, многие директора сейчас скажут, что это еще ничего, обычное дело. Но это не должно быть обычным, это не может быть нормой.
Нарушение work- life balance приводит к стрессу, эмоциональному выгоранию. Соблюдение этого баланса - наша возможность сохранить эмоциональное здоровье не только себе, но и членам наших команд.
Должны ли мы учитывать это как одну из задач при организации дистанционной работы?
В социальной работе трудно удержаться от помощи 24/7.
Но имеет смысл договориться со своими коллегами не беспокоить друг друга после 6 или 7 часов вечера. И, например, совсем не писать о работе в выходные. Организовать рабочие процессы с учетом личных границ человека. И в реальном, и в виртуальном пространстве.
Для многих это может показаться настоящим челенджем.
Но ведь НКО всегда работает с заботой о людях. И, может быть, стоит ввести новые правила, чтобы в сложное время сохранить рабочий потенциал команды.