Цифры, стрелки и витиеватые схемы – в офисе благотворительного фонда «Арифметика добра» в отделе фандрайзинга висят огромные листы бумаги, исписанные разноцветными фломастерами. Это фандрайзинговая стратегия по работе с частными лицами фонда. Руководитель отдела Анастасия Ложкина уверена, что сбор средств не должен быть спонтанным занятием. Она рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой, как грамотно управлять фандрайзингом в НКО.
Не ставьте фандрайзинг на второй план
Представьте, что в этом месяце руководитель попросил фандрайзера собрать для фонда сто тысяч рублей. Он потратил силы, пообщался с донорами, принес вам нужную сумму. И тут же ему говорят, что расходы выросли и надо срочно собрать еще сто тысяч рублей. Это не управление фандрайзингом, а ситуативные сборы, которые не ведут к финансовой стабильности НКО, уверена Анастасия Ложкина.
Не надо воспринимать фандрайзинг как поддержку основной деятельности организации. Это частая ошибка руководителей, подчеркивает эксперт. Они считают работу с благополучателями основной, а фандрайзинг относят к административной части.
«Это неправильный подход. Фандрайзинг – это тоже программная деятельность организации. Именно фандрайзеров первыми видят благотворители. Это те люди, которые рассказывают про фонд, про социальную проблему, и как ее решает НКО. Фандрайзеры – лицо любой организации». Анастасия Ложкина
Задайте неудобные вопросы
Фандрайзер, который приходит в организацию, должен сначала составить план дальнейшего развития. Для этого необходимо понять, какие доноры быстрее отзовутся на социальную проблему, которую решает НКО, – частные или корпоративные.
Также фандрайзеру нужно разобраться, какие у организации расходы, сколько средств требует каждое направление работы и какую сумму надо собрать на программную деятельность. Для этого придется задать неудобные вопросы руководству:
- насколько организация эффективна?
- почему организация тратит столько средств на то или иное направление?
- можно ли оптимизировать расходы?
«Фандрайзер – это заноза в организации, но он должен быть частью программной деятельности. Если вы спросите сотрудников «Арифметики добра», то они скажут, что голос фандрайзера учитывается наравне с другими сотрудниками. И это очень важно. Когда фандрайзер чувствует себя частью команды, напитывается, у него блеск в глазах, он может собирать деньги». Анастасия Ложкина
Создайте стратегию
Фандрайзинг – это партнерство, надежность и отчетность, уверена эксперт. «К фондам, которые говорят, что они бедные и несчастные, поэтому им нужно дать денег, отношение соответствующее. Это неправильно. Мы не просим подаяние, мы становимся партнерами», – говорит Анастасия Ложкина.
Читать далее Теплица социальных идей