В Екатеринбурге команда благотворительной организации «Солнечные дети» проанализировала свой опыт работы в проекте «Особый путь» - онлайн школа для родителей.
«Родители ребенка с инвалидностью, находясь в трудной жизненной ситуации, не всегда адекватно оценивают состояние и перспективы развития ребенка. В этих случаях семье трудно преодолеть кризисное состояние и оказать ребёнку необходимую помощь как для его полноценного физического и психического развития, так и для его психологического самочувствия. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных мотиваций и знаний, дополнительных навыков и мер, средств и усилий. Неоспоримым является тот факт, что коррекционно – развивающая работа – это процесс длительный, многолетний, в особенности для детей с интеллектуальными нарушениями, поэтому родителям необходимо включаться в процесс обучения и воспитания с первых лет жизни ребёнка и продолжать его всю жизнь. Ребенок постоянно находится во взаимодействии с родителями: в быту, в процессе передачи знаний, опыта, в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Безусловно, существуют центры помощи таким семьям, но бюджетные организации даже в условиях города ограничены в своих ресурсах. Особенно остро эта проблема стоит в малочисленных городах Урала и Сибири, где родители часто оказываются «один на один» с проблемой развития своего «особого» ребенка, поскольку в образовательных организациях отсутствуют дефектологи, логопеды, психологи, специалисты по сенсорной интеграции, готовые оказать именно обучающую помощь», - говорят организаторы проекта «Особый путь».
Многие родители испытывают информационный голод, сталкиваясь с проблемой развития и воспитания своих детей, так как в связи с пандемией коронавируса социальная и образовательная среда претерпела значительные изменения, а источники в интернет крайне разрознены и бессистемны. Проект «Особый путь» нужен был для осознанного и заботливого содействия родителям в том, чтобы они смогли научиться достигать желаемых целей коррекционно – развивающего процесса для «особых» детей через раскрытие собственного педагогического потенциала. Поэтому формат онлайн занятий стал оптимальной формой обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: появилась возможность проконсультироваться у специалиста, получить подробный план последующих действий.
Проведение серии специально созданного комплекса онлайн занятий, ориентированного на конкретные проблемы «особых» детей, сделало доступными для матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями развития, услуги опытных специалистов, которые не нужно оплачивать. На занятиях специалисты рассказали и показали, как проводить занятия с «особым» ребенком в домашних условиях, как определить уровень ближайшего и актуального развития, подобрать эффективные приемы работы.
Занятия проводились в форме пяти онлайн курсов по основным направлениям развития детей от 0 до 12 лет. В работу включались специалисты, которые имеют большой опыт занятий с особыми детьми. Основная форма занятий – вебинары. Каждый курс состоял из диагностической, теоретической части и практикума с последующими рекомендациями и обратной связью. За время проекта было проведено 408 обучающих вебинара, в течение которых педагоги смогли передать родителям часть информации по развитию и обучению детей.
Продолжением проекта «Особый путь» стал документ «Дорожная карта» - рекомендации педагогов по организации занятий с детьми в домашних условиях. Они не носят обязательный характер, так педагоги видят дальнейший путь развития ребенка. В ней содержится описание основных индивидуально ориентированных направлений работы по формированию конкретных действий у детей, которые укладываются в рамки курсов, реализованных в проекте. Чтобы облегчить работу родителям, педагоги рекомендовали здесь для использования эффективные современные методики, которые прорабатывались на занятиях. Например, для формирования поведения – использование системы стимулов или визуальное расписание, для неговорящих детей – применение альтернативной коммуникации.
«В «Дорожной карте» описаны этапы формирования действия, поэтому родителям легко понять, с чего начать работу и как ее продолжать. Система коррекционной работы - процесс очень объемный, многогранный, объяснить человеку, не имеющему специального образования за короткий промежуток времени все нюансы невозможно, но для родителя заинтересованного в своем развитии, в «Дорожной карте» предусмотрены ссылки на информационные ресурсы, в которых содержится необходимая теоретическая и практическая информация, необходимая для качественной организации образовательного процесса. В апреле итоговые вебинары завершили процесс обучения родителей. Основная их цель – объяснить, как работать с «Дорожной картой» и ответить на вопросы, касающиеся процесса обучения и развития детей. Вебинары прошли в очень теплой, душевной обстановке. Царила атмосфера сотрудничества, понимания, совместного труда и взаимной благодарности», - прокомментировали создатели «Дорожной карты».
Итог проекта: 30 детей получили качественную коррекционно – развивающую помощь в комфортных условиях, расширили коммуникационный опыт посредством онлайн общения со специалистами. Родители познакомились и приобрели опыт удаленной работы со специалистом, занялись своим образованием, овладели основными принципами системной коррекционной работы, научились правильно выбирать и применять существующие в открытом доступе методики коррекционной работы, сэкономили время и деньги на бесплатной и удаленной работе со специалистами и смогут перенаправить эти ресурсы для решения других социальных проблем.
Все материалы проекта общедоступны: создан сайт «Особый путь». Этот информационный ресурс будет полезен и для родителей, и для педагогов. Здесь размещены важные ссылки, литература, дидактические игры, теоретические материалы по проблемам развития, обучения детей с интеллектуальными нарушениями. В любой момент родители смогут задать вопросы специалистам по проблемам обучения и развития детей и получить квалифицированный ответ.
Видеоролик о работе проекта по ссылке
Подробности проекта здесь
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.