Когда ребенок проявляет агрессию или не слушается, не понимает своей роли в семье, родители, зачастую, не справляются. Возникают конфликты, недопонимания, обиды. Уберечь семью от подобного можно, поняв причины такого поведения. А они, уверены психологи, идут из раннего детства. И если о кровном ребенке вы знаете все, то с приемными картина выглядит иначе. Помочь разобраться, услышать своего ребенка и комфортно пережить тот или иной период его взросления самостоятельно родители могут не всегда. Поэтому обращаются к специалистам. В центре содействия семейному устройству детей-сирот «Дорога домой», который действует на базе благотворительной организации «Дорогами добра» в Екатеринбурге, семейный, детский, клинический и нейропсихолог разбирают самые актуальные проблемы, связанные с воспитанием.
Семинары проходят каждый месяц при поддержке Правительства Свердловской области и фонда Президентских грантов. Специалисты затрагивают проблемы, касающиеся специфики воспитания детей с опытом сиротства или ранней травматизации.
«Например, у нас есть тема по месту кровной семьи в жизни приемного ребенка. Не бывает готовых решений относительно того, когда и как говорить с ребенком о его родственниках. Однако есть общие принципы, которые можно учитывать при работе с конкретной семьей. Даем информацию об этапах возрастного и психосексуального развития, чтобы родители, зная, как устроен тот или иной психический процесс, могли учитывать это при воспитании ребенка, который пришел в семью с определенным опытом», - рассказала руководитель центра содействия семейному устройству детей-сирот «Дорога домой» Светлана Блинова.
Для тех, кто не может очно присутствовать на семинарах, проводятся онлайн-трансляции. После видео появляется в общем доступе на сайте dd66.ru и на ютуб-канале «Дорогами добра».
«Наш центр поддерживает порядка 800 семей Свердловской области. Родители, живущие в Богдановиче, Березовском, Сухом Логу, Первоуральске и других городах не всегда могут приехать к нам, но знания необходимы им при воспитании детей. Более того, многие наши семьи тесно общаются между собой, выручают в непростых ситуациях, делятся полученными знаниями. В этом и заключается наша задача – сплотить семьи с похожим опытом, помочь им получить ответы на сложные вопросы, в случае необходимости подключить специалистов, тем самым, уменьшить количество возвратов ребят в учреждения, сохранить семьи», - добавила Светлана Блинова. Лидия Кабельская старается не пропускать семинары Школы осознанного родительства, так как воспитывает четверых приемных ребят. Трое – подросткового возраста, младшему – 8. С ребятами, признается Лидия, почти сразу нашла общий язык, а вот с одной из девочек было не так просто.
«У каждого члена семьи в доме есть свои обязанности, и все это прекрасно понимают. А вот Диана не делала даже элементарных вещей: придя из школы, бросала рюкзак в коридоре, на просьбу убрать, реагировала дерзко и не убирала. В ходе общения с психологами я узнала, что у Дианы есть особенности формирования нейронных связей в лобных долях, из-за чего ей присуща апатия, нет стремления к чему-либо. Это поменяло мое отношение к ребенку, ведь это не она, это ее мозг так работает. Прекратилась ругань, крики – каждый момент проясняем, обговариваем, - поделилась приемная мама Лидия Кабельская. – Программа семинаров Школы осознанного родительства построена таким образом, что психологи работают по запросу. В целом информацию на темы, которые затрагиваются на лекциях, можно найти и в других источниках, но она не будет настолько конкретной и направленной».
Знания, полученные на семинарах Школы осознанного родительства, уверена Лидия, станут отличным подспорьем для каждого взрослого. «Ведь даже в самом названии есть слово «осознанное», то есть, когда родитель входит в ту фазу, в которой он понимает все возможные риски, последствия, просчитывает какие-то моменты жизненные и готов получать полезную информацию, чтобы это предотвратить», - добавляет Лидия.