С 2018 года на территории Екатеринбурга действует социально-экологический проект «Полезные крышки». Суть проекта – помощь экологии и детям-сиротам, которые столкнулись с насилием и жестоким обращением. Благодаря сотрудникам, волонтерам и неравнодушным екатеринбуржцам, которые помогают собирать пластиковые крышечки, ребята получают профессиональную помощь психологов. Собранные крышки сотрудники общественной организации «Дорогами добра», на базе которого действует социально-экологический проект, сдают в переработку в организацию «Araneo». Компания изготавливает из вторсырья овощную сетку.
Генеральный директор организации Константин Романов рассказал о том, как уральцам перейти к сортировке мусора и почему перерабатывающим организациям важно сотрудничать с благотворительными фондами.
- Какой объем сырья ежегодно перерабатывает ваша компания?
- В год мы перерабатываем примерно 250-300 тонн сырья, поэтому покупка пластиковых крышечек у некоммерческих организаций – это чисто социальный проект. Помимо вас мы покупаем крышки в Тюмени у школ, детских садов. Зачем это нам надо? Я считаю, что любой бизнес должен быть социально-ориентированным, это важно.
- Как вы пришли к переработке мусора? Почему именно пластиковые крышки?
- Еще 5 лет назад не было никакого рынка вторсырья. Крышки были в чистом виде отход, который хранили на полигонах ТБО. Можно сказать, что мы создали этот рынок в рамках УрФО, мы стали мотивировать переработчиков, чтобы они готовили под наши требования и нам продавали. На сегодняшний день – это крайне перспективное направление, очень востребованное сырье. Это сырьё использует подавляющее большинство тех производств, которые работают на пластмассе. В УрФО мы выступаем катализатором того, чтобы это все не закапывали на полигонах, а все-таки превращали в какую-то готовую продукцию.
- Все знают о пользе сортировки и переработки мусора, но почему мы до сих пор к этому не пришли?
- Представьте: все, что в вашем мусорном пакете, можно переработать. Из органики сделать удобрение, любой пластик, стекло – это вторсырье, дешевое, ликвидное и популярное. Но, к сожалению, для того, чтобы это имело массовый характер, должно серьезно поучаствовать государство. У нас в стране очень много предпринимателей, которые с радостью зашли бы на полигоны ТБО и сортировали мусор, но туда не пускают.
- Мы отметили тенденцию, что людям гораздо легче сортировать мусор, собирать крышки, если это принесет реальную помощь кому-то, например, детям. Как вы считаете, может быть перспектива в этом?
- Возможно. Но чтобы это имело массовый характер, сигнал должен все-равно поступить не от НКО, а от высших органов. Например, от министерства образования, если этот пластик собирают в школах. Вообще должно быть воспитание потребителя, что мусор можно и нужно перерабатывать.
- А как воспитать потребителя, чтобы он стал сортировать пластик?
- Было бы здорово, развивать в людях просто экопривычки. К примеру, чтобы все школьники с родителями сортировали мусор. Начинали с малого – сбора крышек. Для этого нужно ввести классные часы, постоянно объяснять детям, что пластик может быть полезным.
- А как, на ваш взгляд, можно привлечь государство?
- Многие чиновники даже и не задумываются, насколько пластик вредит планете. Россия большая – закончится место на одном полигоне, откроем другой. Нужно заходить с другой стороны. Мусор – это деньги. Причем деньги большие. Нужно вести диалог с предпринимателями, которые готовы заниматься сортировкой отходов на полигонах. Пускать их на полигоны, брать арендную плату. Потому что за счет бюджета – это не осилить. Нужно вести технику, оборудование, людей, которые будут работать на полигонах ТБО.
- Как некоммерческим организациям привлечь как можно больше людей к сортировке мусора?
- Нужно начать что-то делать. Чем больше таких организаций, как ваша, тем лучше. Чем больше подобных инициатив, тем лучше! Люди приобщаются, собирают, сортируют мусор, сдают вам. Это уже что-то. Да, вы не можете изменить систему, повлиять на всё государство, но вы можете начать что-то делать, а бизнес подключится. Вам удалось собрать 5 тонн – получили за это деньги, и уже кому-то помогли. Да, мы не можем помочь всем, но можем попытаться помочь хоть кому-то. И это уже не мало.
Интервью подготовлено PR- спужбой «Дорогами добра»