УралДобро
КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ НКО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Специалисты организации «Солнечные дети» завершили проект «Я могу» по профориентации особых подростков

Главная / Новости НКО / Специалисты организации «Солнечные дети» завершили проект «Я могу» по профориентации особых подростков
16 Января 2022

В Екатеринбурге специалисты организации «Солнечные дети» подвели итоги проекта по профориентации особых подростков  «Я могу». Реализация проекта проходила с использованием средств субсидии из бюджета г Екатеринбурга.

По оценке специалистов, основными проблемами трудоустройства молодых людей с ОВЗ являются несколько факторов: низкая мотивация к трудоустройству и слабая информированность о возможностях реализации своего трудового потенциала; низкая конкурентоспособность в связи с отсутствием опыта работы;  недостаточное количество рабочих мест, подходящих для трудоустройства таких людей; отсутствие возможности адаптации на рабочем месте и подготовленных для работы с ними специалистов. Большинство молодых людей с ОВЗ испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди обычных людей, недооценивают свои знания и возможности.

Специалисты СРОО «Солнечные дети»  поставили себе цель - способствовать созданию системы учебно-тренировочного трудоустройства молодых людей с ментальными нарушениями развития. Проект «Я могу» - яркий пример эффективной профориентации. Его реализация проходила в три этапа.

В начале проекта в 2021 году 30 особых подростков и их родители приняли участие в профориентационных экскурсиях в Культурно-просветительском центре «Царский» г. Екатеринбург (ул. Царская, д.10) и познакомились со своими потенциальными рабочими местами:  гардероб, библиотека, столовая, цветник. Во время экскурсий каждый подросток выполнял рабочие действия, связанные с функционалом конкретного рабочего места. Родители также были заняты: на психологическом тренинге они узнали о том, как поддерживать интерес детей к обучению и практической деятельности. Для более точного определения готовности особых подростков к дальнейшему участию в проекте заполнялась карта «Общая характеристика способности к трудовой деятельности», которая была разработана совместно с Областным реабилитационным центром "Талисман".  

На втором этапе для подростков, оставшихся в проекте, была проведена серия мероприятий в формате «профессиональных проб», по результатам которых каждому из них была рекомендована своя профессия, не требующая специальной подготовки: гардеробщик, библиотекарь, стюард, садовод.  Профессиональные пробы – это моделирование профессиональной деятельности, знакомство с профессией на практике. Подросток попробовал себя в конкретной профессии, то есть не просто получил информацию, а сформировал субъективное представление о ней. По результатам этапа была составлена таблица «Результаты прохождения профессиональных проб», где был зафиксирован уровень развития трудовых навыков каждого участника проекта.

На финальном этапе прошли мероприятия в формате «тренировочного трудоустройства». Особых подростков учили выполнять  поручения на реальных рабочих местах при поддержке педагога и работника КПЦ «Царский». Педагоги проекта  фиксировали результаты в таблице «Оценка сформированности трудовых функций». На рабочих местах создавались различные коммуникативные ситуации, в которых участникам проекта необходимо было научиться ориентироваться. После завершения проекта участникам были вручены грамоты.

Благодаря опыту, наработанному специалистами организации «Солнечные дети», стала возможной победа в конкурсе Фонда президентских грантов. В 2022 году в Екатеринбурге при поддержке Фонда будет создан инклюзивный волонтерский отряд. Проект «Радость дела» нацелен на помощь подросткам с ОВЗ, в т.ч. с интеллектуальными нарушениями, Они смогут приобрести опыт взаимодействия со своими нормотипичными сверстниками, освоить необходимые для этого навыки и принять участие в настоящих волонтерских акциях. Это также возможность самореализации для особенных детей.

«Главная проблема молодых людей с интеллектуальными нарушениями — это социальная изолированность, отсутствие навыков взаимодействия как с нормотипичными людьми, так и с социальной инфраструктурой. Это приводит к ограничениям: в получении образования, в овладении трудовыми навыками, в личностном развитии. Проблемы социальной адаптации молодых людей с интеллектуальными нарушениями возникают из сочетания личностных особенностей развития и общественных барьеров, препятствующих полноценной жизни в социальной среде. Наши проекты нацелены на решение этих проблем и изменение отношения общества к особенным детям, особенно в тех ситуациях, когда это касается профориентации», - прокомментировала руководитель организации «Солнечные дети» Дарина Капустина.