Получить образование ребенку с психическими нарушениями, например, с аутизмом не так просто. Его поведение может сильно отличаться от нормы. Уследить одновременно за несколькими такими детьми в классе или в группе детского сада не под силу даже наилучшему педагогу.
Что же делать? Школы предпочитают переводить таких детей на домашнее обучение - его качество оставляет желать лучшего. А столь необходимая ребенку социализация полностью отсутствует. Обеспечить право особенных детей на полноценное образование можно, если прикрепить к каждому нуждающемуся индивидуального сопровождающего – тьютора.
Как обеспечить в школах социальное сопровождение детям с психическими нарушениями? Об этом шла речь на встрече в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области. В ней приняли участие президент фонда «Я особенный» Александрина Хаитова, представители Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), первый заместитель Министра образования Нина Журавлева и начальник Отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования Светлана Блаженкова.
«Мы уже сейчас организуем индивидуальное сопровождение детей с аутизмом в школах. У нас можно выучиться на тьютора - пройти курс поведенческого анализа «Супер-тьютор». Чаще мамы находят сопровождающих сами, тут важно доверие. Фонд частично компенсирует родителям особенных детей эти затраты, мы можем трудоустроить тьютора у себя и платить ему около 15 000 рублей в месяц. Это делается за счет бюджета по ИППСУ - индивидуальной программе предоставления социальных услуг ребенку-инвалиду. На встрече обсуждалось, как в реальных условиях внедрить нашу успешную практику тьюторства в масштабах региона, как сделать услуги сопровождающих более доступными. Для этого мы хотим объединить усилия НКО, Министерства образования и Министерства социальной политики Свердловской области. По итогам встречи фонд направил в Министерство образования письмо со своими предложениями. Мы готовы организовать социальное сопровождение в школах для 400 нуждающихся детей, причем без дополнительных затрат со стороны Минобразования. Свердловская область может стать одним из первых в России регионов, где будет реализована программа тьюторского сопровождения», - прокомментировала Александрина Хаитова.
Александрина Хаитова уверена: если у ребенка проблемы со здоровьем, ему нужно дать столько помощи, сколько требуется, чтобы он максимально адаптировался в среде своих сверстников.