С 2007 года Государственная итоговая аттестация обучающихся по программам основного среднего и среднего общего образования (ГИА) проводятся в виде единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и основных государственные экзамены (ОГЭ). В 2014 году была создана система общественного контроля проведения этих экзаменов. По просьбе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) одно их крупнейших в нашей стране молодёжных общественных объединений – Российский Союз Молодежи (РСМ) – реализует программу общественного мониторинга ГИА «Корпус общественных наблюдателей» (КОН РСМ). Главная цель программы – обеспечить честную, справедливую и объективную итоговую аттестацию школьников и, тем самым, повысить качество образования в стране.
С самого первого года существования КОН РСМ Свердловская область участвует в этой программе. Наш региональный Корпус общественных наблюдателей – один из самых больших в стране. В 2024 году получено почти 300 заявок на участие в общественном мониторинге ГИА от студентов 23 вузов, колледжей и техникумов Среднего Урала. Больше всего – 109 заявок – прислали студенты Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), который является базовым вузом Корпуса общественных наблюдателей Свердловской области.
Студенты – общественные наблюдатели помогают сделать процедуру проведения экзаменов максимально прозрачной и объективной, а её проведение – максимально соответствующим нормативным документам. Выпускники школ при этом получают равные возможности при сдаче экзаменов. По данным Рособрнадзора, более 80% нарушений на экзаменах выявляется студентами – общественными наблюдателями.
Перед тем, как приступить к наблюдению на экзаменах, кандидаты в наблюдатели пройдут серьезную подготовку, изучат нормативную базу осуществления мониторинга ГИА и правила поведения в пунктах проведения экзаменов. Им будут разъяснены нормы и правила проведения экзамена, объяснялось, почему соверш аются те или иные действия, кто имеет право находиться в пунктах проведения экзаменов, как поступить в той или иной ситуации и многое другое. Общественные наблюдатели не вмешиваются в процесс экзамена, они могут лишь наблюдать за ходом проведения и докладывать обо всех замеченных нарушениях. Наблюдатели осматривают аудитории, проверяют работоспособность видеокамер и отсутствие «слепых зон» в помещении. Следят, чтобы все информационные стенды были закрыты, а шкафы и столы опечатаны. Также в их обязанности входит наблюдение за пропуском выпускников в ППЭ (пункт проведения экзаменов), прохождением металлоконтроля, изъятием запрещенных предметов. Общественные наблюдатели контролируют процесс проведения и завершения экзамена, действия участников и организаторов, процедуру упаковки экзаменационных материалов в сейф-пакеты и оглашение протоколов на камеру видеонаблюдения. О любых нарушениях правил проведения итоговой аттестации общественные наблюдатели незамедлительно сообщают члену ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии) и руководителю ППЭ.
«Наблюдател и нужны не для того, чтобы уличить кого-то в списывании, а для контроля организация проведения экзамена, для обеспечения прозрачности, честности и объективности экзаменационной кампании, устранению помех участникам при сдаче экзаменов. Несправедливо, – отмечает координатор Корпуса общественных наблюдателей в Свердловской области председатель организации РСМ Уральского государственного педагогического университета и преподаватель этого вуза Илья Шахнович – когда кто-то нечестным путём получает высокий балл и занимает бюджетное ме сто, а после не справляется с учёбой в вузе и отчисляется. Или, что ещё хуже, списывает во время учёбы в вузе и ухитряется получить диплом. Какой из него профессионал? Хочет ли кто-то лечиться у такого врача? Учиться у такого учителя? Жить в доме, построенном таким инженером-строителем? Да и мне самому, как преподавателю, интереснее работать со знающими студентами!»
Также в нашей области – тоже на базе УрГПУ – организован Ситуационно-информационный центр онлайн-наблюдения (СИЦ), откуда ведётся контроль за проведением ГИА через специально ? ?озданный для этой цели Рособрнадзором федеральный портал SMOTRIEGE.RU. Выявлять нарушения порядка проведения экзаменов помогает технология поведенческого анализа с использованием нейросети. В программу видеонаблюдения «зашиты» элементы, которые акцентируют внимание на определенных действиях участников и организаторов. У них может быть мобильный телефон, наушники, шпаргалки, камеры, встроенные в галстуки и пряжки ремня.
«Но это не значит, что выпускника сразу удалят. Метку увидит наблюдатель. Он посмотрит видео, возьмет на контроль ауд? ?торию. Если решит, что здесь просто ошибка, эта метка снимается. О метке и контроле в аудитории не узнают. Если нарушение подтвердилось, то наблюдатель сообщает об этом в оперативный штаб, работники которого связываются с руководителем пункта проведения экзамена. Информацию получает организатор в аудитории, и он уже целенаправленно подходит к нарушителю и удаляет его. Нам не стыдно перед таким человеком. Значит, он хочет занять чье-то бюджетное место в вузе. Мы отстаиваем права тех, кто добросовестно готовится!» – утверждает руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Значительную поддержку общественному мониторингу ГИА оказывает Свердловская областная организация РСМ. Здесь и помощь в наборе наблюдателей, и в обеспечении их средствами индивидуальной защиты, и взаимодействие с образовательными организациями и различные формы поощрения наблюдателей.
Учебные заведения Свердловской области также поддерживают Корпус общественных наблюдателей: учитывают благодарственные письма, полученные студентами за работу общественными наблюдателями, при назначении стипендий и при переводе с внебюджетной формы обучения на бюджетную, многие из них засчитывают работу студентов-наблюдателей в счёт практик.
А самим студентам-наблюдателям, которые не так давно сами сдавали ЕГЭ и ОГЭ, очень интересно посмотреть на процедуру экзаменов с другой стороны, узнать внутреннюю кухню большого общероссийского процесса, принять участие в масштабном социально-значимом мероприятии. Это бесценный и очень интересный опыт!