В проекте организуют мастер-классы, а в ближайшем будущем — стажировки и экскурсии на предприятия для студентов с ментальными нарушениями.
Екатеринбургская АНО «Лаборатория социальных инноваций» развивает проект «После школы», в котором уже разработана первая версия методики сопровождения студентов с расстройством аутистического спектра (РАС) в профессиональных учебных заведениях.
Сейчас уже 16 молодых людей с аутизмом и схожими особенностями ментального развития проходят обучение в Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме (ЕТЭТ). Первую практику участники экспериментальной группы начинали с чистки овощей. А в 2024 году в их программе появились мастер-классы от действующих поваров ресторанов Екатеринбурга.
Выпускница Екатеринбургского торгово-экономического техникума (ЕТЭТ), кондитер ресторана «Карбонара» Анна Саакян рассказала и показала участникам экспериментальной группы, как делать сладости.
Повар-универсал «Жадины-говядины» Богдан Фендриков, также выпускник ЕТЭТ, подготовил мастер-класс по созданию авторских теплых салатов. Ассистировали выпускникам действующие студенты, активно поддерживающие ровесников с аутизмом и схожими особенностями развития.
«Реализуя проект «После школы», мы не только создаем прецедент по системному сопровождению студентов с аутизмом в профессиональных учебных заведениях. Они получают опыт реального погружения в работу современного повара, не говоря уже о ценности взаимодействия с успешными нормотипичными сверстниками. А нормотипичные молодые специалисты соприкасаются с инклюзивной культурой, открывают новые возможности и перспективы своей профессии», — рассказала АСИ Варвара Феоктистова, руководитель проекта со стороны ЕТЭТ.
Специалисты «Лаборатории социальных инноваций» подвели промежуточный итог сотрудничества с Екатеринбургским торгово-экономическим техникумом. Поскольку первая экспериментальная группа молодых людей с РАС показала значительные учебные, адаптационные и коммуникационные результаты, проект решили продолжить.
В новом 2024 году организаторы проекта расширяют программу обучения, чтобы ввести в нее профориентационные экскурсии и стажировки на городских предприятиях. Следующий этап работы – поиск возможностей для трудоустройства сегодняшних студентов.
«Каждому из наших подопечных нужно прожить этап студенчества – развития отношений с ровесниками, поиска своего призвания, идентификации себя в качестве взрослого человека. Нормотипичные студенты получают для этого минимум четырехлетний период. Очевидно, что молодые люди с РАС не могут пройти этот путь быстрее.
Наша задача – наполнить этот период максимально полезными и значимыми для них активностями, помогающими влиться в социум. Не секрет, что далеко не все наши ребята выйдут на открытый рынок труда – многие будут работать на защищенных рабочих местах: в социальных мастерских, например. Но это не значит, что им не нужны профессиональные знания и социальные навыки», — рассказала АСИ Татьяна Хижнякова, руководитель АНО «Лаборатория социальных инноваций».
Проект «После школы» реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Источник: Агентство Социальной Информации