Екатеринбургская некоммерческая организация «Солнечные дети» 5 декабря 2020 года завершила проект «Моя будущая работа», который проводился при поддержке Фонда Президентских грантов. Благодаря работе, продолжавшейся в течение года, 20 молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и ментальными особенностями развития приобрели навыки трудовой деятельности на рабочих местах в организациях открытого рынка труда, а двое подростков были трудоустроены.
На первом этапе в проекте участвовали 40 ребят, которые познакомились с учреждениями и рабочими местами, прошли профессиональные пробы. По результатам тестирования были отобраны 20 особых подростков. Методическую помощь в реализации проекта «Солнечным детям» оказывал екатеринбургский Реабилитационный центр «Талисман».
«Проект «Моя будущая работа» изначально был экспериментальным и рискованным. Организовать тренировочное трудоустройство для особых подростков в реальных работающих компаниях и учреждениях в Свердловской области еще никто не пробывал и команде «Солнечных детей» не на что было опереться. Поэтому к проекту были привлечены специалисты из реабилитационных центров, педагоги коррекционных школ и психологи, имеющие опыт работы с родителями в вопросах профориентации особых подростков. По результатам проекта будет выпущена брошюра с рекомендациями по организации тренировочного трудоустройства подростков с ментальными нарушениями развития», - рассказала АСИ Дарина Капустина, председатель Свердловской региональной общественной организации «Солнечные дети».
Организаторы проекта выбрали профессии и определили рабочие места для особенных гардеробщиков, стюартов, садоводов, библиотекарей, продавцов. Экспериментальную программу трудоустройства поддержали сеть супермаркетов «Кировский», Областная библиотека им. Крапивина, Ельцин Центр, Екатеринбургское лесничество, Храм-Памятник на Крови, Духовно-просветительский центр «Царский». Для того, чтобы приобрести трудовые навыки, особым подросткам необходимо было отработать не только определенные функции, но и научиться взаимодействовать с трудовым коллективом, запоминать и выполнять инструкции, работать с мотивацией и уметь ориентироваться в учреждении.
«Самым сложным было сконцентрировать внимание ребят на выполнении инструкции. Они легко запоминали сами трудовые действия, но часто не могли выполнить их в определенной последовательности, особенно когда менялись обстоятельства. Например, начинающим библиотекарям трудно было найти полку для размещения книги, ориентируясь на ее название и раздел библиотечного фонда», - рассказала АСИ педагог проекта Ирина Лебедева.
Организаторы проекта провели опрос родителей подростков, участвовавших в программе. По данным опроса, дети стали чаще проявлять самостоятельность и интерес к работе, а сами родители спокойнее относиться к самостоятельным поступкам и выбору своих детей. Это стало возможным благодаря тренингам и собеседованиям, которые проводились со взрослыми на протяжении всего проекта. Полученный опыт и разработанные методические материалы позволят продолжить проект «Моя будущая работа» в 2021 году.