Поменяет ли что-то для третьего сектора постановление, регулирующее проведение лекций, мастер-классов и презентаций?
23 апреля Минпросвещения опубликовало проект постановления правительства «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности», созданный для реализации части 3 статьи 12.2 Федерального закона «Об образовании».
В пояснительной записке уточняется, что проект «устанавливает порядок, условия и формы просветительской деятельности» и контроль за ней в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Касается ли это НКО, рассказала АСИ председатель совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская.
«Всем повально НКО этот документ не грозит ничем, — отметила Милославская. — Под особый контроль попадут организации-субъекты закона «Об образовании», то есть школы, колледжи, вузы и образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, которые имеют образовательную лицензию. Они не смогут ничего организовывать вне рамок своих образовательных программ, не заключив соответствующий договор оказания услуг с соответствующим специалистом. Если они захотят пригласить эколога или популяризатора здорового образа жизни, то должны будут очень внимательно посмотреть это положение».
В проекте в качестве субъектов называют и организации, осуществляющие научную деятельность и деятельность в сфере культуры. Милославская заметила, что они не являются субъектами закона «Об образовании», если у них нет внутренних образовательных программ и лицензии. Но вероятно, им тоже нужно будет обращаться к этому положению, если они захотят пригласить кого-то на лекции и семинары.
Какие есть ограничения
Проект устанавливает ограничения для тех, кто хочет заниматься просветительской деятельностью. Так, физические лица должны быть совершеннолетними, не иметь ограничений к занятиям педагогической деятельностью и принимать «участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора».
Здесь, по словам Милославской, имеется в виду не трудовой стаж, а подтверждение, что человек работает в организации определенной сферы и знает тему, на которую будет просвещать.
Милославская обратила внимание на ограничения для занятия педагогической деятельностью, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
«Вот это немного хуже: речь идет о судимостях, об образовательном цензе и о болезнях, с которыми нельзя работать педагогами, а значит, и с просветительскими целями приходить к детям и молодежи. Здесь, наверное, есть камни преткновения. С одной стороны не хотелось бы, чтобы в школу, например, приходил человек «с темным прошлым».
Ограничения в проекте есть и для юридических лиц: они должны быть не включены в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов, не иметь задолженностей и размещать в Сети информацию о себе и сотрудниках. Сотрудники организации, которые будут заниматься просветительской деятельностью, также не должны иметь ограничений на педагогическую деятельность, о которых говорилось выше.
Милославская сомневается, что это положение затронет НКО, которые проводят разные семинары и лекции без образовательной лицензии. Но если они захотят привлекать к этому школы или другие образовательные учреждения, с положением нужно будет считаться.
«Я не вижу здесь препятствий, которые ограничивали бы деятельность получателей президентских грантов. Если уж в проекте НКО прописано тесное сотрудничество с какой-то школой или вузом, ей стоит либо переформатировать свою деятельность по проекту, либо озаботиться заключением договора, сбором нужных документов и размещением информации на сайте», — заключила Милославская.
История о просветительской деятельности
Президент подписал закон о просветительской деятельности 6 апреля 2021 года.
Закон вступит в силу 1 июня. Он разрешает Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству просвещения РФ лицензировать просветительские проекты.
Против законопроекта выступила Счетная палата — по мнению ведомства, он может привести к ограничению деятельности НКО и дискуссионных площадок. Критики проекта, в числе которых представители из научного сообщества и известные просветители, считают, что он создает предпосылки для «репрессивного и цензурирующего регулирования».
Источник: Агентство Социальной Информации