11 декабря 2024 года, г. Екатеринбург
Участники мероприятия: В работе круглого стола приняли участие представители органов исполнительной власти Свердловской области, специалисты образовательных организаций, социальные и реабилитационные службы, представители социально ориентированных НКО, включая СРОО «Солнечные дети», а также родители и представители делового сообщества.
Цель мероприятия:
Обсуждение актуальных проблем постшкольной социализации и трудоустройства подростков с ментальными нарушениями, выработка практических решений для создания системной поддержки.
Основные проблемы:
- Отсутствие единой программы для социальной занятости подростков с тяжелыми ментальными нарушениями.
- Недостаток адаптированных программ профессионального обучения, которые учитывают специфические потребности этой целевой группы.
- Ограниченность межведомственного взаимодействия в решении вопросов образования, занятости и реабилитации.
- Нехватка информации для родителей и образовательных учреждений о существующих возможностях и программах для подростков с ментальными нарушениями.
Итоговые рекомендации:
- Информирование:
Провести кампании, направленные на информирование родителей, педагогов и работодателей о существующих возможностях обучения и социализации подростков с ментальными нарушениями. - Изменения в нормативных актах:
- Внести изменения в Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 605н для расширения перечня профессий, доступных для подростков с ментальными нарушениями.
- Подготовить предложения по реализации приказов Минтруда от 28.07.2023 № 605н и от 09.08.2023 № 652н, касающихся сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов.
- Создание инклюзивной системы:
- Организовать межведомственный координационный совет по вопросам социальной инклюзии подростков и молодых людей с ментальными нарушениями.
- Разработать адаптированные образовательные и трудовые программы с участием представителей НКО, образовательных организаций и бизнеса.
- Пилотные проекты:
На базе Свердловской области разработать и протестировать модели инклюзивных групп для профессиональной подготовки подростков с ментальными нарушениями. Включить их в систему государственной поддержки. - Поддержка семьи:
Внедрить семейно-центрированную модель сопровождения подростков, которая предполагает комплексную поддержку родителей и детей на всех этапах образования, социализации и занятости. - Координация:
Разработать план мероприятий по интеграции ресурсов Министерства образования, Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения и НКО для повышения эффективности работы с подростками с ментальными нарушениями.
Заключение:
Круглый стол подчеркнул важность системной работы и взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. Участники договорились о необходимости продолжения дискуссии и перехода к практическим шагам в рамках рекомендованных инициатив.