УралДобро
КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ НКО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Волонтерство как часть образовательного процесса

Главная / Новости НКО / Волонтерство как часть образовательного процесса
04 Декабря 2019

Со 2 по 5 декабря в столице волонтерского движения – городе Сочи прошел Международный форум добровольцев, который объединил 5000 участников из России и зарубежных стран. Мероприятие было приурочено к Международному дню волонтера, который традиционно омечается 5 декабря.

Впечатлениями с места событий поделилась Певная Мария Владимировна, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления в УрФУ.

Знакомим вас с основными гостями этого мероприятия и их главными мыслями. 

Татьяна Синюгина (Министерство просвещения). В наших школах, сузах и вузах волонтерство пока массовое, чаще всего событийное. В российских школах сегодня 6,5 тыс. волонтёрских отрядов. Мы на этапе, когда актуален переход от формы к содержанию. В школах запущены уроки доброты. Есть ещё целый ряд актуальных направлений наполнения этого содержания.

Алексей Горбачёв (Сириус). Программы для талантливых детей созданы во многом волонтерами из сферы образования и науки. Острая проблема, требующая волонтерского участия, - информирование школьников об образовательных инициативах Сириуса, мероприятиях и конкурсах.

Иван Радько (АВЦ). Уроки доброты, обобщение и тиражирование лучших практик, разработка образовательных программ - инициативы АВЦ. Функции волонтерского центра в вузе - социализация студентов, развитие местных сообществ. Практики и стажировки студентов, тьюторство и наставничество, укрепление имиджа учреждения на территории региона, страны, мира. Волонтерский центр должен профессионально обучать волонтеров. АВЦ разрабатывает доступные онлайн-курсы. 8,8 млн должны быть вовлечены в деятельность общественных объединений к 2024 году.

Ирина Мерсиянова (НИУ ВШЭ). В образовательный процесс, в некоторые программы пилотных вузов, пока экспериментально будет введён модуль, включающий от 6 до 18 контактных часов. Это не формат «говорящей головы». Мы не хотим готовить волонтеров, мы должны готовить организаторов волонтерской деятельности, понимающих как работает некоммерческий сектор и как можно приносить реальную пользу обществу.

По данным исследований, студенты-волонтеры меньше вовлечены в формы помогающего поведения чем другие возрастные группы. У студентов мало свободного времени. Идеальный кандидат в волонтеры - молодой успешный начальник! Однако студенты-волонтеры меньше потребляют мер государственной поддержки, но позитивнее их оценивают.

Георгий Надарейшвили (РНИМУ им. Н. И. Пирогова). В образовательных программах вузов нет акцента на личностное развитие студентов. Образовательная и внеучебная деятельность параллельны и в старой образовательной парадигме практически не пересекаются. Волонтерство развивает личность и профессиональные компетенции одновременно и должно оставаться внеучебной деятельностью, которая будет такой же важной как образовательный процесс. Волонтерство и практика - разные вещи.

Наталья Седова (ВЦИОМ). По данным исследования студентов вузов и ссузов (1200 чел. из 10 регионов, 2019), в целом знают о существовании волонтёрских организаций в стране 45% студентов, 55% - знают о волонтёрских организациях в своих учебных заведениях. Барьер вступления в волонтерскую организацию - высокая учебная нагрузка.

Барьеры развития волонтерства в образовании:
📝если вузы создают при себе НКО, они становятся частью экосистемы университетов, то ссузы для НКО закрыты;
📝ГБУ сферы молодежной политики не может заниматься детьми и серебряными волонтерами;
📝эффективны в решении задач связи сектора НКО и образования ресурсные центры НКО, функционирующие на базе вузов.

Продолжение материала, где рассказывается о волонтерстве как инструменте кадровой политики, вы можете прочитать тут.